Анатолий Левенчук: «Онлайновые сообщества были, есть и будут»

Есть признанные эксперты по сетевому PR и по интернет-рекламе. Есть гуру по баннерным сетям и интернет-маркетингу. Есть свои асы и в практике создания онлайновых сообществ. К таким можно, без сомнений, причислить Анатолия Левенчука. Сегодня создатель «Московского Либертариума» отвечает на вопросы Рунет.Ру.

— Анатолий, дайте ваше определение понятию «онлайновое сообщество».

— Люди, которые регулярно обсуждают общие для них темы, используя интернет-технологии (чаты, форумы, блоги с комментированием).

— Можно ли рассматривать все через единую призму, или существуют разные виды и типы сообществ?

— Выбор модели зависит от цели. Так, моделью корабля для продажи билета туристу на лайнер может быть фотография (или даже просто рисунок), а вот для гидродинамических оценок придется выбирать между математической моделью и натурным уменьшенным образцом. Так и в случае сообществ: «единство призмы» или виды/подвиды будут полезны или бесполезны в зависимости от того, зачем вам нужно рассматривать сообщества.

— Правомерно ли отождествление онлайнового сообщества и коммьюнити? Если да, то почему второй термин используется чаще, на ваш взгляд?

— Все зависит от того, кто какую литературу читает/пишет, и от текущей моды. Я не думаю, что слово «коммьюнити» сейчас в русскоязычных текстах используется чаще, чем слово «сообщество».

Но причины заимствований просты: про community доступны сотни и тысячи статей, а про «сообщества» — десятки. Журналисты, которым нужно подготовить материал по теме «сообщества», быстрее и качественнее получат материал на английском. И, конечно, приведут в своем тексте кальку с английского — это же так естественно!

— Всегда ли пользователь осознает свою принадлежность к определенному онлайновому сообществу?

— Нет, конечно. Пользователь и свою принадлежность к определенному офлайновому сообществу не всегда осознает. «Жить» и «промысливать жизнь» в терминах заранее заданных кем-то моделей — это разное.

— Зачем сайту, ставящему серьезные задачи в Сети, нужно сообщество пользователей?

— Я это неоднократно уже обсуждал: это заморочки создателей сайта. Сайту обычно сообщество не нужно. Сообщество нужно его членам. Сайту, наверное, нужно что-то от сообщества, но сообщество может не разделять мнение владельцев сайта о том, что этот сайт им нужен или что они — сообщество именно этого сайта…

— Какие правила формирования сообщества существуют? Если не правила, то общие нормы.

— Сообщества становятся, как и другие общественные институты, а не создаются. Весь вопрос, зачем создавать сообщество? Чтобы заставить его служить своим целям? Опять же, люди могут не захотеть играть в такую игру…

— В каких случаях для сообщества важнее количество, а в каких — качество?

— А зачем вам нужно сообщество? Чтобы в нем быть, или чтобы получить от кого-то деньги за его создание, или чтобы оно что-то для вас делало? Ответ существенно зависит от этого.

— Можно ли использовать сообщества в сетевом бизнесе?

— Сообщества можно использовать в бизнесе примерно так же, как любую компанию хорошо (или плохо) знакомых людей: любой сейлз-менеджер понимает, что это все не более чем знакомства…

— Какой из путей кажется вам более перспективным — перевод уже существующего коммьюнити под какую-то сетевую идею, или, наоборот, накопление сообщества на уже существующем проекте?

— А что вы хотите от сообщества? Чтобы баннеры кликало? Или чтобы покупало что-нибудь? Попробуйте переформулировать вопрос как-нибудь по-другому, для офлайна: перевод уже существующей компашки из Ани, Пети, Маши и Сережи под какую-то сетевую идею, или завести в нашем магазине собственную компанию — из тех же Ани, Пети, Маши и Сережи?

— Каковы плюсы и минусы каждого из направлений?

— Опять же, что хочет получить «уже существующий проект»? Я думаю, прилаживать идею смотреть на сообщества, как на объекты манипулирования ими в каком- то бизнесе, нельзя, если не рассматривать бизнес-модель этого бизнеса. Бизнес-модель задаст направление, в котором о сообществах можно будет говорить осмысленно.

— Существуют ли в Рунете примеры грамотного формирования онлайнового сообщества и умелого использования этого явления?

— Да. «Живой Журнал» — там, правда, множество сообществ. Создатели умело использовали это явление: если кто хочет получить дополнительные сервисы (например, иметь несколько иконок изображения себя любимого на постингах, а не одну), они могут за них заплатить. Это и есть бизнес-модель. Манипулировать этими сообществами для каких-то других целей создатели ЖЖ вроде не собираются. Очень грамотный подход.

— Согласны ли вы с тем, что каждый представитель активной аудитории Рунета принадлежит к тому или иному онлайновому сообществу?

— Да, конечно. Ведь принадлежность определяет не он, а тот, кто причисляет этого «представителя активной аудитории Рунета». Например, я смело могу сказать, что для моих целей весь Рунет (что бы ни значило это слово) — это одно большое сообщество.

— Каково будущее онлайновых сообществ в России?

— Такое же, как у офлайновых сообществ. Были (еще в эпоху USENET), есть и будут.

Источник: weblook.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

8 − 4 =