«Интернет — это не средство информации»

Свое мнение о соотношении оффлайнового и онлайнового медийных пространств в эксклюзивном интервью Рунет.Ру рассказывает ведущей популярной радиопрограммы «ЭхоНет» Александр Плющев.

— Александр, считаете ли вы, что наблюдается тенденция переконцентрации внимания от СМИ оффлайновых к СМИ онлайновым?

— Это и так и не так. Интернет-издания отвоевывают свою часть рынка и действительно, внимание к ним повышается. Важно только не переоценивать масштабы этой тенденции. Если какое-то время назад на интернет-издания приходился 1 процент того внимания, о котором вы спрашиваете, то сейчас, скажем 3. Прогресс — налицо, увеличение втрое (повторяю, все цифры — условны), но на самом деле это практически никак не сказывается на влиятельности традиционных СМИ, потому что их доля не упала втрое, а практически не уменьшилась.

— Чем вызвана такая ситуация?

— Ко всему постепенно привыкают. Вот теперь привыкли к онлайновым СМИ и мало кого удивляет, скажем, название Лента.Ру.

— Чем Интернет удобнее как форма вещания и в чем его недостатки перед оффлайновой средой?

— Он удобнее в плане оперативного реагирования на события. Здесь, как и на радио, и, отчасти, на ТВ (если есть картинка события) возможна такая штука как прямая трансляция. Но в плане восприятия, разумеется, он ничем не удобнее. Для того, чтобы читать интернет-издания нужно много всего — от компьютера и доступа в интернет до элементарных навыков пользования. Моя мама не может полноценно читать интернет-издания даже если я посажу ее перед своим компьютером. Зато маме ничто не мешает пойти и купить газету за 5 рублей.

— С какими трудностями сталкиваются оффлайновые СМИ при попытке сделать свой проект в Сети?

— Самая главная трудность — они пытаются свои технологии и свои представления о том, как должны выглядеть СМИ вообще, впихнуть в сеть, а потому изобретают велосипеды. Необходим «перевод» их способа подачи информации на «язык» Сети.

— Куда сложнее специалисту осуществить переход из онлайновой журналистики в оффлайновую, или наоборот?

— Талант многогранен. Журналисту без искры божьей будет трудно везде, и, конечно же, еще труднее — менять привычную среду. Талантливому — все равно, это дело практики.

— Считаете ли Вы, что для онлайновых СМИ нужно готовить специалистов отдельно?

— Определенная специализация, наверное, не помешает, учитывая то, что я говорил в ответе на позапрошлый вопрос. Готовят отдельно телевизионщиков или радийщиков, здесь тоже есть своя специфика, так что — вполне.

— Существует ли на сегодня такое явления как российская онлайновая журналистика?

— Да, конечно.

— Реально ли в Рунете продавать информационный контент не в единичных случаях, а широко?

— Я не менеджер и ничего не смыслю в продажах, поэтому не могу компетентно ответить на эти вопросы. Есть специально обученные люди, дело которых — продавать плоды трудов журналистов. Лучше спросить у них.

— Согласны ли Вы с утверждением, что именно проблема отсутствия широкой аудитории не позволяет онлайновым СМИ стать влиятельными?

— Да, конечно. Но это не проблема продаж, а проблема технико-технологической слабости страны, бедности и дремучести внушительной части населения.

— Почему Интернет не является СМИ сам по себе?

— Потому что Интернет — это не средство информации, а средство распространения. Как телефон. Если вы корректный собеседник, вы не скажете «как я узнал из телефона», а говорите «как мне сказал Петя по телефону». То есть источником информации выступает Петя, а средством распространения — телефон. Если бы телефон работал не на одного абонента, а на полмиллиарда, это не меняло бы сути дела. Открою небольшой секрет: радио и телевизор — тоже не СМИ. СМИ — радиостанции и телекомпании.

— Что можете сказать о перспективах интернет-радио?

— Пока перспективны проекты, где будет масса всяких звуковых материалов, но потоковое вещание пока выглядит утопично, несмотря на всю кажущуюся простоту этого дела. Просто нет аудитории и все. Если для печатных интернет-изданий читателей еще можно наскрести, то слушателей — нет. Дома им не позволят технические возможности (прежде всего, качество линий при дайл-апе и дороговизна трафика на выделенках), а на работе — сама работа. Свет в конце этого туннеля появится только тогда, когда несколько миллионов пользователей будут оснащены качественным домашним доступом в сеть при недорогом трафике, что показывает пример США, где таких радиостанций — несколько сотен.

Источник: weblook.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

пять × 5 =