Между «Масяней» и «Ледниковым периодом»

В словаре многих рунетчиков термины «Масяня» и «мульт» появились одновременно. Наблюдая за ростом популярности героини Кувавева, находились желающие увидеть конкурентов Масяни там, где соперничества не может быть по определению.

Одним из таких «потенциальных конкурентов» стал анимационный шедевр «Ледниковый период», с которым россияне смогли не так давно познакомиться в кинотеатрах страны. Локализацию сайта фильма www.iceage.ru (создание российской версии) сделала компания «Кроссмедиа Солюшнз», директором которой является Максим Манылов.

Тот самый Манылов, который с начала 2002 имел самое непосредственное отношение к судьбе Масяни (директор ООО «Масяня»). Именно поэтому мы и попросили Максима оценить реальность конкуренции между Масяней и «Ледниковым периодом».

— Компания «Кроссмедиа Солюшнз» работает с начала этого года, к настоящему времени мы готовим к запуску два больших бизнес-проекта, о которых пока рассказывать рано.

«Кроссмедиа» — небольшой коллектив, состоящий из профессионалов в областях программирования, дизайна, мультимедиа-разработок, основным движущим мотивом нашей компании является развитие новых бизнес-направлений, избегая сторонних инвестиций, поэтому, помимо разработок собственных продуктов, мы выполняем различные работы для сторонних заказчиков, особо не афишируя этот факт или вообще noname.

Одним из таких неафишируемых проектов явилась локализация сайта фильма «Ледниковый период» www.iceage.ru, на примере которого я и попытаюсь осветить тенденции использования flash-технологий и анимации в мировом интернете, и в Рунете в частности.

Сразу же можно сделать печальный вывод — проектов такого уровня в Рунете нет, не было, и не будет… Это обидно, но факт…

Конечно, русская версия сайта стоила нам немало усилий, в каких-то моментах она уникальна, так как, возможно, впервые в нашей маленькой стране для озвучивания сайта использовались голоса известных персон, озвучивавших фильм и сам сайт (Камолов, Шелест), но, повторюсь, создать подобный сайт в России невозможно, по крайней мере, на данный момент…

По моему опыту работы с клиентами, этому препятствуют следующие моменты:

1. Очень большие затраты. Я не могу представить себе, сколько такой сайт стоил клиенту там, но хочу отметить, что не много было моментов, когда, открывая исходники во флеше, ты несколько дней изучаешь, как это сделано… Вообще сам стиль разработчиков, видный из исходников, вгоняет в тяжелую тоску… Объектно-ориентированное программирование. Вся анимация выполнена дважды (!) — в невидимых для конечного пользователя слоях флеша отрисованы вчерновую все анимационные моменты, видимо, для согласования работы с заказчиком и для облегчения программирования действий персонажей… Все коды закомментированы, в общем, все очень и очень правильно…

А, как известно, делать правильно хоть в результате и дешевле, чем делать неправильно, но изначально стоит больших затрат, в том числе и материальных…

Выводы из этого пункта (опять же из опыта) — российский заказчик такие расходы понести не способен.

2. Такие расходы способен понести представитель multinational brands. Да, видимо, способен. Но тут срабатывает другой момент — российские представители этих корпораций опасаются нестандартных решений. Причин этих опасений при поверхностном взгляде обнаружить не удается… Судя по всему, люди не хотят брать на себя ответственность за нестандартные проекты как со стороны финансов, так и со стороны количества работы по согласованию креатива, менеджмента, хода выполнения проекта, в конце концов пробивания этой идеи перед головным офисом. Думаю, на рынке маркетинга и рекламы в целом складывается такая же ситуация, как и в Интернете, что и заставляет нас поглощать рекламные произведения западной мысли, абсолютно чуждые менталитету русского человека. Примеры приводить не хочется, достаточно включить телевизор, или выйти в Интернет.

Тем не менее, если вдруг что-то когда-то произойдет и будет у нас все хорошо, смею дать несколько рекомендаций по грамотному использованию мультимедиа и отличиям между анимацией и флеш-технологиями:

1. Флеш-технологии необходимо использовать тогда, когда без этого не обойтись. Флеш-сайт — в принципе большой, иногда неуклюжий инструмент, с проблемами в навигации, повышенными затратами на разработку и поддержку.

Идеальным вариантом является применение флеша как отдельных приложений в составе html-сайта, например, небольшие вставки с флеш-анимацией, презентационные материалы, обучающие программы, игры, интерактивные апплеты (типа временной шкалы развития фирмы или продукта) — в общем, в тех местах сайта, где необходимо иметь движущиеся фигуры, синхронизированные со звуком.

Отдельной областью применения флеш-технологий являются интерактивные приложения, требующие постоянного контакта с сервером, так как флеш позволяет получать информацию вовнутрь себя, незаметно для пользователя. Это могут быть новостные тикеры, многопользовательские приложения, интерактивные карты с отображением ситуации в реальном времени, апплеты для служб он-лайн поддержки, в общем, более корпоративные приложения, нежели маркетинговые.

2. Анимация в классическом понимании этого слова- это область Интернета, где без флеша на данный момент не обойтись. Однако надо понимать, что при использовании классической анимации основной упор идет именно на анимацию и флеш тут по большому счету играет роль контейнера, в котором эта анимация проигрывается и управляется. Это замечание очень существенно, так как построение работы в этом случае копируется с работы аниматоров, а не флешеров. То есть, в отличие от обычного флеш-сайта, в работе с анимацией появляются такие моменты, как сценарий, режиссура, собственно анимация (которая также разбивается на многие подэтапы), озвучивание, и только в конце идет программирование во флеше.

Области применения флеш-анимации достаточно узки, что также не способствует ее бурному развитию в Интернете. Анимация — это персонажи, действующие по сюжету. Если сюжет придумать как-то можно, то персонажи — это уже отдельный процесс, трудоемкий и в каких-то моментах выпадающий за рамки Интернета.

Разработка персонажа как символа компании (или рекламной кампании) — процесс, который должен согласовываться с общей маркетинговой политикой фирмы. Можно сравнить персонаж с ребенком, которого требуется создать, а потом вырастить (в глазах зрителя-потребителя) так, чтобы он приобрел все черты продукта или услуги, для промоушена которой он создается. В общем, это может подразумевать серийность, периодичность выпуска новых анимационных серий, постоянную работу с персонажем как он-лайн, так и оф-лайн.

К примеру, нами в свое время была предложена идея развития персонажа для одного алкогольного бренда класса Premium, которая предполагала, что в условиях ужесточения рекламных требований к производителям алкогольной продукции возможно вырастить персонажа, косвенно ассоциирующегося с продуктом (совпадение ярко выраженных цветов логотипа, построение сюжетов на основе общей бренд-концепции, и т. д.). После чего этого персонажа и его приключения, можно было бы размещать в виде рекламных вставок на ТВ, радио, в виде комиксов в любых печатных СМИ, а в Интернете, как наиболее демократичном рекламном носителе, более явно давать ассоциативные связи между персонажем и рекламируемым напитком.

Идея эта была рассмотрена в российском офисе (довольно доброжелательно), но за пределы его не вышла… См. выше…

И, наконец, стоит упомянуть о том, что анимацию в Интернете имеет смысл использовать в шоу-бизнесе… Мы не берем как пример Масяню, она сама по себе стала продуктом шоу-бизнеса, но имеем в виду поддержку анимационными средствами существующие продукты.

Просто для примера: для Мадонны (Music) делался флеш-клип, с элементами классической анимации, и премьера его происходила одновременно с премьерой видеоклипа.

Собственно, www.IceAge.ru является примером из этой области; во время работы над сайтом я даже углубился в его содержимое (что редкость) и твердо решил пойти и посмотреть фильм (что тоже редкость). И, надо сказать, ни капли не пожалел об этом.

Надеюсь, я был не одинок на этом пути, и затраты, понесенные на создание и локализацию сайта, в конечном итоге окупились и принесли прибыль. Видимо, иначе никто бы не занимался такой огромной работой. В общем, всем, кто этого еще не сделал, — сначала сюда www.iceage.ru, а потом в кино. Или наоборот.

Виктор Захарченко

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

4 − 2 =