О политике — ни-ни!

Интерес интернетчиков к государственным деятелем можно измерять разными способами. Это и отслеживание упоминаемости в публикациях интернет-СМИ, и количество едких замечаний в форумах политической направленности.

Но одним из самых объективных показателей популярности можно считать интерес к государственным мужам пользователей, обращающихся к поисковым системам.

Разворачивая газету, читатель ищет взглядом упоминание о том или ином министре или губернаторе. Так и в Интернете, отправляя поисковый запрос, пользователь пытается найти информацию о том или ином деятеле.

Именно по такому принципу анализа пользовательских запросов построен Политический НИНИ-индекс от «Яндекса».

Полит-НИНИ состоит из двух частей:

Абсолютный рейтинг — 5 фамилий, которые наиболее часто встречаются в запросах нашей поисковой машины. Слева от фамилии указана позиция того или иного политического деятеля в предыдущем рейтинге и направление изменения интереса к нему. Относительный рейтинг — 5 фамилий, интерес к которым вырос наиболее сильно.

При подсчете Полит-НИНИ учитываются только уникальные запросы каждой фамилии, т.е. запросы, сделанные с разных IP-адресов. Общее количество обработанных запросов указывается в таблице Политического НИНИ-индекса.

Относительный рейтинг — это фактически НИНИ-индекс, но посчитанный не по всей совокупности слов запросов, а по списку из 226 политических и общественных деятелей, условно названных в таблице «политиками».

Приведенный рейтинг отражает интерес, который тот или иной политик вызывает у аудитории интернета. То есть является мерой популярности (по Ожегову «популярный» — «широко известный»). Обращаем ваше внимание, что этот интерес может быть как положительный, так и отрицательный, и нейтральный (просто любопытство).
Вот какие данные за последнюю неделю (16-22 сентября).

Абсолютный интерес

1 [0] Путин
3 [+1] Лимонов
9 [+6] Яковлев
13 [+9] Березовский
2 [-3] Немцов

Перед фамилией — место в предыдущем рейтинге и прирост мест.

Рост интереса (список политиков, интерес к которым возрос за последнюю неделю).

Лукашенко
Лимонов
Лужков
Березовский
Ельцин

О сути Политического НИНИ-индекса в интервью Рунет.Ру рассказывает Алексей Амилющенко, создатель проекта.

— Откуда такое название?

— НИНИ = Непостоянство Интересов Населения Интернета. Просто показывать самые популярные запросы — не интересно. Они достаточно стабильны. Интереснее смотреть за изменением интереса. Получается, что НИНИ — это «первая производная» спроса на слова. Само слово «НИНИ» придумала Елена Колмановская.

— Алексей, как «Яндекс» определяет, что искали именно политика, а не человека с другой профессией, но такой же фамилией?

— Сначала просто смотрят список запросов всех фамилий. Потом лидеров индекса проверяют «вручную». Если фамилия уникальная, например, Лукашенко, все просто. А вот Немцов, например, не всегда «политик». Особенно вокруг Дня Победы — сплошные запросы про немецко-фашистких захватчиков.

— Как часто в индексе подводятся глобальные итоги?

— Обычно, мы такое делаем по итогам года. Вот, например, за 2001 http://www.yandex.ru/skazki/skazka99.html.

— Как вы оцениваете соответствие рейтинга реальной популярности политиков вообще?

— Никак не оцениваем. Мы только выдаем статистику, которая у нас есть. А оценками пусть занимаются политологи.

Интуитивно, рейтинг отражает действительность и скандальность: попал Рушайло в автокатастрофу — вырос интерес к нему, подрался Жириновский — стали искать ВВ, нахамил Лукашенко — ищут детали про батьку…

— Есть ли у вас информация о том, что это исследование Яндекса используется политологами?

— Повторюсь, — нас это не интересует. Хотя, помню, когда-то на сайте Кириенко гордо писали, что Кириенко вышел в НИНИ на первое место.

— Почему нет подобных исследований, скажем по спортсменам или эстрадным звездам?

— Ну и эти-то два НИНИ отнимают много сил и времени. А интерес к политикам в нашей стране традиционно гораздо выше, чем к шоуменам.

— Каковы идеи по развитию НИНИ?

— Со статистикой поисковых запросов (которые прямо отражают интересы пользователей) можно делать много интересного. Например, в январе мы учредили рейтинг потребительских торговых марок «Выбор интернета 2001». Можно считать НИНИ по любой заданной теме — по маркам пылесосов, по фильмам и т.д. Мы думаем, что это — хороший инструмент маркетинговых исследований.

Виктор Захарченко

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

1 × 4 =