Особенности интернет-кадров Санкт-Петербурга

Кадровый вопрос всегда являлся и, наверное, будет впредь, достаточно острой темой для обсуждения в интернет-компаниях.

У интернет-бизнеса есть некая специфика в отличие от любого офф-лайн бизнеса. Как пример можно привести достаточно умеренный уровень заработной платы менеджеров среднего звена и чисто технологический аспект — процесс продаж интернет-проекта.

В основном эти два вопроса и были подняты на круглом столе по кадровым вопросам в интернет-компаниях, проходившем 11 ноября в интернет-центре «Кво Вадис» (Санкт-Петербург).

На круглый стол пришли в достаточном количестве руководители веб-студй Санкт-Петербурга, и первым вопросом, поднятым для обсуждения, стал уровень квалификации менеджеров по продажам. Совершенно очевидно, что такой специализации, как продажа интернет-проектов, в ВУЗах Санкт-Петербурга не существует. Можно возразить, что хороший продавец может продавать все, что угодно, не только интернет-проект, но и нефтедобывающую установку, что, безусловно, верно. Но реальность такова, что хорошими продавцами тоже становятся со временем, и такие специалисты, как правило, уже заняты, и место работы в ближайшее время менять не собираются. Отсюда вывод — хорошего специалиста компания должна взращивать и обучать сама. И, по мнению участников, наиболее перспективными в этом плане оказываются выпускники экономических или околоэкономических специальностей, одним словом, гуманитарии. Почему, прозвучал вполне справедливый вопрос? Всё просто — программиста 5 лет учили писать код. Примерно так, кодами и командами, он и будет изъясняться с клиентом, которого может насмерть своим профессиональным бормотанием запугать. Коммуникативный навык, некие основы психологии и экономики необходимы для сэйлза жизненно, а вот техническую сторону ему можно объяснить в общих чертах ровно на том уровне, на котором он будет изъясняться с клиентом. Дальше уже сам всему научится и во всём разберется.

Дискуссия далее повернула в новое русло — уровень заработной платы в компаниях-разработчиках веб-ресурсов. Как правило, за чисто техническую работу (например, верстальщика) даже достаточно крупная студия не может платить больше десяти тысяч рублей в месяц. Поэтому многие выпускники ВУЗов, которые в последнее время толпами готовят будущих акул Интернета, предпочитают работать самостоятельно и получать деньги за конкретный проект, которых могут сделать 10 за месяц, особенно не напрягаясь, за каждый получая по 150 долларов. Налогов, опять же, платить не надо… Такие прецеденты, как правило, и портят картину на рынке, особенно в той его части, в которой «примостились» небольшие, но все же официально зарегистрированные, профессиональные студии веб-разработчиков, которые изготавливают «сайт за 500 долларов». Зачем клиенту платить 500, если можно 150 и лично в руки исполнителю?

Работать с такими вчерашними (да и сегодняшними) студентами сами веб-студии не горят желанием, мотивируя свой отказ брать самодеятелей на постоянную работу тем, что человек, привыкший работать в одиночку, никогда не станет частью команды. А ведь именно на командном принципе построена схема работы большинства веб-студий Петербурга.

Есть еще один немаловажный момент именно в этой связи: профессиональная этика. Поскольку принцип работы — командный, успех проекта зависит от всех сотрудников почти в равной степени. Большинство участников признались, что никогда не нанимали на работу в свою компанию сотрудников других студий. Причины этому, как минимум, две: сотрудник привносит в команду свои знания, стиль, креатив, и с уходом сотрудника команда, да и компания в целом, теряют изрядную долю своей стержневой компетентности. Вторая причина — стиль работы каждого из интернет-специалистов очень легко узнаваем, почти как отпечаток пальца человека. При работе дизайнера сразу в двух веб-студиях, например, или при указании им в своем личном портфолио работ, созданных в период работы сразу в двух студиях, велика вероятность возникновения вопросов авторских прав на продукт: если работник официально работает в фирме, продукт, произведенный в рабочее время, является собственностью фирмы…
Интернет-компаниям такие проблемы ни к чему, пришли к выводу участники обсуждения.

Как же все-таки искать сотрудников, был задан и такой вопрос. На круглый стол были приглашены, среди прочих, представители кадровых агентств и специализированных изданий для работодателей и соискателей вакансий. Кадровики сразу и прямым текстом сказали, что интернет-компании для них — невыгодный клиент, т.к. принцип работы некоторых агентств — комиссионный процент от суммы зарплаты сотрудника на год, выплачивающийся работодателем агентству по факту подписания трудового соглашения с сотрудником. «А интернет-компаниии — бедные», — сказал директор одного из агентств. Представители же печатных изданий попросили присутствующих сравнить удобство порталов по занятости (Job.ru, например) с газетой. На это был получен примерно следующий ответ: «У пользователей Интернета особая психология. Поэтому для работы в интернет-компании больше подойдёт человек, ищущий работу на портале, а не по газете».

Вопросы публики по поводу дополнительной мотивации сотрудников особого внимания удостоены не были, а вот принцип «удалённой работы», то есть outsourcing, обсудили достаточно живо. Бывают проекты, для выполнения которых своих ресурсов недостаточно. В этом случае можно интегрироваться с другой веб-студией, но не нанимать ее сотрудников в обход руководства, или, как уже выше упоминалось, прибегать к услугам студентов-самоделкиных. Кулибиным тут не место.

Подвести итоги такой дискуссии достаточно сложно, но в общих чертах получилось нечто следующее — проблемы с кадрами у интернет-компаний Петербурга, конечно, есть, но решить их сообща не удастся — каждая компания — это команда со своими собственными правилами и принципами работы, а так же фирменным стилем и тайнами мадридского двора. Раскрывать свои секреты не хочет никто.

Елена Колмакова

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

16 + 18 =