Ренессанс политтехнологий

Энциклопедический словарь определяет политику (греческое politika — государственные или общественные дела, от polis — государство) как сферу деятельности, связанную с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти; участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности. В сознании обывателя политика, в первую очередь, связана с борьбой за власть.

В отечественной Сети ресурсы, посвященные политике, существовали давно и, по меркам Рунета, даже очень давно. Один из старейших — «Полит.ру» — возник в 1998 году в недрах Zhurnal.ru. Проект был независимый и ориентированный на рядового потребителя новостей, а не «игрока информационного рынка». Такая подача оказалась весьма удачной и долгоживущей. Расцвет «Полит.ру» связан с именами журналистов Андрея Левкина и Кирилла Рогова. Однако Левкин покинул проект еще в 1999-м, перейдя на работу в Фонд эффективной политики Павловского. Рогов, являвшийся «лицом» проекта последние два года, вышел из него в начале 2002, оставаясь при этом акционером.

Принято считать, что Интернет для политиков открыл Глеб Павловский в 1999 году своими выборными проектами. ФЭП Павловского, как известно, и раньше располагал рядом весьма раскрученных интернет-СМИ, но относить их к политтехнологиям было бы рано. Аудитория Рунета выглядела не достаточно убедительно на фоне общего электората. Практически только с момента большого офлайнового шума вокруг Elections99.com с его exit polls политики осознали силу Интернета, которая способна оказывать влияние не только непосредственно на пользователей Сети, составляющих в России лишь малый процент от всего народонаселения.

В 1999 перешедший в ФЭП Андрей Левкин выделил главные преимущества Сети для политтехнологий:
— Более целенаправленное воздействие на аудиторию.
— Большая доля в интернет-аудитории «лиц, принимающих решения».
— Достоверность.
— Скорость появления информации.
— Высокая степень упорядоченности информации.

С тех времен Интернет, действительно, доказал свою состоятельность как превосходное средство политической борьбы. Ряд методов был заточен под онлайн, разработаны специальные сетевые политтехнологии. За 3 года изменился и сам Рунет. Пункт 2 из представленных преимуществ уже не столь очевиден. Аудитория отечественных пользователей стала значительно более размытой и все больше приближается по своему классовому социальному составу ко всему обществу.

Пункт 3 — достоверность — актуальность свою снова несколько подутратил. Поначалу волна сетевого компромата о достоверности информации в Сети говорить не позволяла. Однако, в силу одного из выдающихся свойств Интернета — анонимности, компромат очень быстро потерял доверие граждан. Как писал Левкин: «Прежде всего, в случае компромата не реализовывался естественный медийный механизм материализации факта: событие, первая точка зрения, вторая точка зрения, предыстория. Факта как такового в Интернете и не возникало. Выброшенная информация была просто-напросто непонятна. Утечки — тем более неподписанные — также оказались «хлопушкой», поскольку никто, в сущности, не мог понять, чему они посвящены. Трех-четырех историй с неподписанным компроматом оказалось достаточно, чтобы понять, что такого рода информация — попросту много шума из ничего. В результате совершенно неожиданно для лиц, не относящихся к инсайдерам, Интернет «авторизовался». Окончательным доказательством необходимости именно авторского подхода к информации в Сети стал успех сайта Глеба Павловского, содержащего конкретную информацию, критическую по отношению к Лужкову и Яковлеву».

Но за 3 года в различной степени авторские материалы уже успели набить оскомину. Заказчики просматриваются явным образом, да и расклад по всевозможным общественным, журналистским и прочим «независимым» агентствам всяческих расследований давно известен. Остальные аспекты, выделенные во времена триумфа «эффективных» политтехнологий ФЭПа, остались те же.

Вместе с новыми изобретениями список сетевых политических средств можно резюмировать так:

— Общеполитические СМИ — «Полит.ру» и др.
— Официальные представительства политических движений, партий отдельных деятелей.
— Политические фан-клубы и их подделки.
— Сайты текущих опросов населения.
— Ресурсы, посвященные выборам.
— Компромат.
— Сайты-пародии.

Вячеслав Ансимов

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

пятнадцать + 8 =