«Внеклассное чтение» от Акунина или О проблеме распродажи школьных учебников в российских интернет-магазинах

До начала нового учебного года осталось совсем не много времени. В школах авральными темпами идет ремонт, а родители школяров возвращаются из отпусков и начинают увлекательный процесс охоты за школьными принадлежностями и литературой. Методологический плюрализм и скудность фондов школьных библиотек открывают широчайшие перспективы перед розничными продавцами учебников. Коснется ли этот сезонный бум онлайновой книжной торговли? Увы, отечественные е-коммерсанты в большинстве своем игнорируют «красный день календаря». Впрочем, обо всем по порядку.

Для начала попробуем понять, существуют ли вообще перспективы у онлайновой торговли школьными учебниками? Вопрос не праздный, поскольку платежеспособный спрос в этом сегменте рынка способны предьявить не сами школьники, а, скорее, их родители (заметим, что в случае с учебной литературой для студентов ВУЗов всё обстоит ровно наоборот). Вопреки распространенному представлению о том, что среднестатистический пользователь российского Интернета — это полуголодный студент, алчущий развлечений, но не готовый тратить деньги в электронных магазинах, статистические исследования дают более радужную картину. Так, по данным на середину 2002 года, более 60% регулярной аудитории Рунета составляли люди старше 25 лет. Численность потенциальных родителей детей школьного возраста составляет примерно 30% от общей аудитории (люди в возрасте от 34 до 54 лет) или более двух миллионов человек в абсолютном выражении. Приводимые оценки являются очень приблизительными, но авторитетные демографические исследования рассматриваемого сегмента рынка мне не попадались. Попытка учета дополнительных факторов (склонности к онлайновым покупкам, гендерного состава аудитории и т. д.) приведет к накоплению значительных ошибок, поэтому перейду от количественной оценки к качественной характеристике ситуации.

Итак, привлекает ли кого-нибудь платежеспособный спрос сотен тысяч родителей? Беглый осмотр сайтов наиболее посещаемых интернет-магазинов дал неутешительный результат. Своё внимание к рынку школьной литературы в явном виде продемонстрировали только «Озон» и «Болеро», причем первый поступил очень застенчиво, поместив соответствующую ссылку в не самую заметную позицию верхнего меню. Магазин ИД «Питер», хотя и выделил накануне 1 сентября ссылку на учебную литературу, значительным ассортиментом учебников похвастаться не может, что, вероятно, объясняется особенностями распределения заказов на издание рекомендованной школьникам литературы. Невольно учудил московский «Библион», анонсировав на своей главной странице книгу с названием «Внеклассное чтение» в двух томах. Предполагается, видимо, что приключения Фандорина способны заменить школьникам и Толстого, и Достоевского, и Булгакова с Куприным.

Наиболее удобно (на мой субъективный взгляд) список учебников организован в «Озоне». Только этот магазин соизволил составить списки литературы по классам, сообразуясь с рекомендациями Министерства образования на 2002-2003 учебный год. Аналогичный список «Болеро» выглядит несколько помоечно: быстро найти что-то безусловно нужное среди сотен позиций для каждого школьного класса можно только в случае, если иметь под рукой выданный классным руководителем перечень. При этом придется воспользоваться функцией поиска по сайту, так что никакого ощутимого преимущества у «Болеро» по сравнению с прочими магазинами с сопоставимым ассортиментом нет.

Итак, если не касаться вопроса стоимости книг и доставки, наиболее дружелюбно по отношению к покупателям школьных учебников настроен «Озон». И всё-таки, до идеала онлайновому монстру еще далеко. Например, магазин не предлагает специальной скидки на покупку комплекта учебников. Конечно, спрос на школьные учебники не слишком эластичен по цене. Но с другой стороны, специальные скидки или условия доставки для комплектов вводят покупателя во искушение приобрести всё необходимое у одного продавца (что удобно), а не докупать отдельные книги в других е-магах или в оффлайне.

Любое хорошее коммерческое начинание нуждается в рекламе. И именно здесь нам открывается истинное отношение онлайновых коммерсантов к обсуждаемой теме. Никакой специальной рекламы, приуроченной к новому учебному году, интернет-магазины не давали (пресс-релизы «Озона», ориентированные на профессиональных сетевых тусовщиков, не в счет). Таким образом, не будет большим преувеличением отметить, что осознанной стратегии по продвижению сезонного ассортимента у российских онлайновых магазинов нет.

Между тем, ощутимый эффект может дать обращение к… оффлайновой аудитории. В самом деле, прием заказов на стандартизированные комплекты учебников возможен по телефону, а реклама подобной услуги может настичь потенциального потребителя и в общероссийской, и в районной газете, попасть в виде листовки в почтовый ящик, распространяться с помощью «сарафанного радио». Конечно, оффлайновые россияне в массе своей еще не привыкли к услугам подобного рода. Однако, как показывает опыт, значительная часть покупателей интернет-магазинов вообще не имеют постоянного доступа в Сеть, а телефоны магазинов получают от знакомых или из рекламы в СМИ!

Существуют ли объективные причины, препятствующие расцвету торговли сезонными товарами? Конечно, и среди них главная — это бедность интернет-магазинов (или неумение перераспределять имеющиеся ресурсы). Создание внятного списка школьных учебников, например, требует некоторых человеческих ресурсов, особенно если идти по пути наибольшего сопротивления, игнорируя наличие рекомендованной Министерством образования литературы. Не стоит, конечно, ждать подвигов такого рода от магазинов, привязанных к конкретным издательствам, или паразитирующих систем типа book.vsem.ru. И, наконец, выход на необъятный оффлайновый рынок заказан пока даже крупнейшим е-магам. И проблема заключается даже не в отсутствии денег на дополнительную рекламу, а в слабости системы логистики. Вспомним, что во время последней рождественской распродажи «Озон» потерял, по его собственному признанию, 30% заказов.

Есть ли шанс, что ситуация в обозримом будущем изменится к лучшему? Предоставлю возможность ответить на этот вопрос руководителям вышеупомянутых магазинов.

Источник: weblook.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

три × один =